Зашёл, представился:
Недавнее:
30.09.2022 PORCO.RU: Хрюша на районе. О сайте
04.09.2022 PORCO.RU: Санаторий "Белочка". О санатории 28.07.2022 Зоологический уголок. Бремя обезьяны 21.07.2022 Оздоровительные процедуры. Остальное ассорти (окончание) 14.07.2022 Художественный фильм «Стена» / «The Wall» 07.07.2022 Оздоровительные процедуры. Остальное ассорти 30.06.2022 Рукоделие пациентов. Подарки для четырёхколёсных питомцев 23.06.2022 Оздоровительные процедуры. Раздвинь свою память 16.06.2022 Художественный фильм «Повелители хаоса» / «Lords of Chaos» 09.06.2022 Оздоровительные процедуры. Тренажёр интуиции 02.06.2022 ХрестоматьЕё™. Как перетерпеть любую напасть (окончание) 26.05.2022 Оздоровительные процедуры. Цилиндры фараона Рыть:
|
БисерА теги: санаторий "Белочка", "ХрестоматьЕё", "Хрюша на районе", "Кровь Христова", классика, кино, история, еда, комикс.
21.03.2019
Город конунга Олава, крестителя Норвегии... и Руси?(от редактора. камрад pumba в составе делегации немецких туристов путешествует "по стылым морям". приводим ещё один из фрагментов его путешествия)
Наш корабль в тронхеймской гавани. Памятник Олаву украшает одну из площадей в центре города: Издали может показаться, что Олав держит в левой руке чью-то отрубленную бошку. На самом деле это макет церкви: В детстве Олав Трюгвисон остался сиротой и был вынужден бежать из Норвегии. По пути на восток он попал в плен к эстонским пиратам (да, да, я тоже долго хохотал, но так написано в сагах), в Эстонии его нашел его дядя Сигурд, который собирал там дань для конунга Вольдемара. Этот Вольдемар никто иной, как наш Владимир Святославович, который тогда княжил не в Киеве, а в Новгороде (в Хольгмгарде). К нему Олав и поступил на службу. Через какое-то время, побуждаемый вещным сном, Олав отправился в Византию, где принял христианство. Вернувшись в Гардарику к конунгу Вольдемару, он уговорил его стать христианином и крестить всех своих подданных. Так что если верить сагам буквально, то выходит, что крестителем Руси нужно считать Олава Трюгвиссона. Хотя саги, конечно, специфический источник. В одной и саг, например, говорится, будто Олав еще до поездки в Визатию инстинктивно гнушался язычеством и что когда конунг Вольдемар шел в храм для приношения жертв, Олав оставался снаружи. Все хорошо, но автор саги не знал, что храмов как таковых у восточных славян не было, их идолы стояли на открытой местности. Тем не менее, легенда о миссии Олава отражает вполне реальный процесс - заметное участие варягов в христианизации Руси, прослеживаемой не только по сагам, но и русским источникам. В Ипатьевской летописи под 945 годом, в рассказе о договоре Игоря с греками, упоминается о том, что часть варяжской дружины Игоря присягала в храме св. Ильи, "мнози бо беша варязи християне" (ПСРЛ Т2, с. 42). Другой варяг, также побывавший в Византии и принявший там христианство, бросил языческим активистам: "ваши боги суть дерево", за что был убит вместе со своим сыном. Другой варяг, Шимон, брат знаменитого Якуна Слепого, способствовал строительству первого каменного храма в Киево-Печерском монастыре (и даже самая первая пещера, в которой начинал подвижничество будущий митрополит Илларион и потом жил преподобный Антоний Печерский, тоже была выкопана варягами). По здравому рассуждению, активное участие норманнов в христианизации Руси вполне закономерно: курсируя из варяг в греки и обратно, они волей-неволей заносили споры новой веры на берега Днепра и Волхова. Для зарождения русского христианства варяги были важнее даже, чем византийские миссионеры - ввиду полного отсутствия таковых. В отличие от римской церкви, восточные патриархи, за редчайшими исключениями, не проявляли к миссионерству ни малейшего интереса. Вот и в русских летописях: Ольга сама прибывает в Константинополь и просит ее крестить, Владимир чуть ли не насильно заставляет греков крестить себя. В византийских источниках крещение Руси вообще не упомянуто, - просто грекам это было не интересно. Да, были Кирилл и Мефодий, но и они отправились в Моравию уже тогда, когда эта страна была крещена, их миссия ограничилась переводом богослужения на славянский язык. Еще в русской летописи к Владимиру приходит какой-то греческий философ и нудно излагает библейскую историю, но, как установил Шахматов, это место просто каька с рассказа о крещении Болгарии и к реальным событиям отношения не имеет. Грекам стоило бы поучиться миссионерскому рвению у того же Олава Трюгвисона. Тот, покинув Русь и странствуя по Британии и Норвегии, не упускал случая обратить всех встречных в христианскую веру. И не просто обратить, а порою и принудить. И не просто принудить, а довольно жестко, без всякой толерантности. Одному норвежскому ярлу, который хулил Христа, Олав запихал в глотку живую змею. Призванный в качестве новоизбранного норвежского короля принести жертву Тору и прочей братии, он набросился на идолов с секирой в руке и порубал их в щепки. Это случилось как раз на том месте, где потом возник Тронхейм. Столь радикальная форма миссионерства привела к войне Олава с местными, завершившийся браком Олава с Гудрун, дочерью бонда Скегги Железного. В первую же брачную ночь Гудрун попыталась зарезать спящего супруга ножом. Олав успел вовремя проснуться и отвести удар. По совету своих приближенных он не стал наказывать супругу, но в одну кровать с ней уже не ложился. Нетрудно заметить, сколь история Олава и Гудрун похожа на историю Владимира и Рогнеды, представленной в русских летописях (например, ПСРЛ Т1 с. 299-301). Обе истории были составлены примерно в одно и то же время (12 век), и они явно связаны друг с другом, но какая из них первична, а какая заимствована - тайна велика есть. Окончательно христианство в Норвегии установил Олав 2, причисленный к лику святых. Его мощи долгое время хранились в местном соборе. Вот в этом: . Сейчас обойдем и посмотрим с парадной стороны: Фасад украшают скульптуры святых, епископов и добрых старых королей. На барельефе над круглым витражом в центре изображен Страшный Суд: посередине Христос, по правую руку ликующие праведники, по левую - горюющие грешники. А вот мощей святого Олава в соборе уже нет - со времен Реформации. Это сейчас протестантские церкви скромны и безвредны, как морские свинки, но во время оно протестанты по накалу фанатизма были своего рода христианским аналогом вакхабизма. Поклонение мощам протестанты считали язычеством и уничтожали их с такой яростью, которая никаким воинственным безбожникам не снилась. А вот памятник Петеру Торденшельду - одному из героев Северной войны. Он был датчанином, но при этом уроженцем Торнхейма и в настоящее время числится героем как в датском, так и норвежском пантеоне. Он воевал против Карла 12 и потому заслужил благодарных слов и от русского имени: В 20 веке норвежские короли обуржуазились и стали строить из себя добрых дядюшек, которые завсегда с народом. Одному из таких, тезке Олава под номером 5, тоже поставлен памятник: Памятник стоит напротив скромной летней резиденции норвежских монархов: А это один из первых в Норвегии (и в мире) дом престарелых, построенных одним из местных торговцев: Покатаемся малость по городским каналам: Выйдем в море, к маяку: А на этом острове был монастырь, потом тюрьма; теперь просто место отдыха: А вот эта скульптура мне очень пришлась по душе. Она изображает студентов. Парень крепко сжимает свою избранницу, стоя при этом на стопке книг. Юность, сила, устремленность в будущее, светлый оптимизм и вера в добро -все есть в этой непритязательной скульптурной группе: Скульптуру поставили в 1996 году. К тому же году относится вот эта фотография из моих фотоархивов. В те годы я тоже был студентом и тоже был счастлив. Впрочем, почему был? Я и теперь считаю себя счастливым. В том числе и потому, что могу путешествовать и видеть такие города, как Тронхейм. Теги: бисер, Норвегия, путешествия, варяги Количество показов: 14119 Кем создан (имя): (_0wl) _0wl Автор: pumba Количество голосов: 3 Рейтинг: 3.56
P.S. Плюс, зацени случайный бисер.
|