.
На четвертый день пребывания на Цейлоне мне уже изрядно поднадоели храмы. Но ничего другого здесь не показывают, потому что, кажется, ничего другого и нет. Правда, храмы каждый раз не то чтобы совсем новые и на предыдущие не похожие, но с какой-то задекларированной изюминкой.
Сегодня с утра нас повезут в пещерный храм Дамбулла. Располагается он на высоте трехсот с гаком метров, взбираться туда пришлось пешком. Впрочем, к вечеру предстоял еще один подъем - на скалу Сигирию. Вон она, на верхнем снимке, вдалеке, с правой стороны.
.
.
А вот и собственно храм. Точнее, храмовый или скорее даже монастырский комплекс, в который входят 5 пещер и 25 скальных келий. Скальные монастыри мне уже приходилось видеть в Болгарии, но тут совсем другой масштаб - и в размерах, и в древности сооружения. Правда, в Болгарии все было родное, православное и почти что русское, а тут - чужая вера, чужая земля и чужая культура...
.
.
Каждая из пяти пещер имеет собственное имя и у каждой своя выдающаяся особенность: одна самая большая, другая самая древняя, в третьей Будда самый большой, в четвертой Будд больше, чем во всех других и т.д. и т.п.
Вот одна из пещер. И кто же там внутри? Неужели Будда?!
.
.
Ну кто бы мог подумать!
Побольше Будд, хороших и разных. Таков жизненный принцип обитателей Цейлона. В одном только этом храме, как с гордостью сообщают все гиды и путеводители, содержится полторы сотни изображений Шакьямуни.
.
.
На нижеследующем фото - белая ступа в пещере Махараджалене. Вокруг - одиннадцать статуй понятно кого в состоянии медитации.
.
.
Занятная штука - медитация. Простейший способ фантазийного самоудовлетворения. Своего рода духовная мастурбация, но при этом окруженная ореолом возвышенной сакральной мудрости. Не сижу, дескать, как дурак, в вычурной позе, предаваясь праздному дымлению ума и упоению души тщеславием, а - медитирую!
.
.
Спящий Будда на самом деле Будда умирающий. Кажется, перед смертью он опять-таки занялся медитацией. А непосредственной причиной смерти послужили просроченные продукты, которыми его накормил (неумышленно) какой-то знакомый кузнец. Занятно, что многие люди сравнивают Будду с Христом. Представить себе Христа, умершего от трухлятины - выше всякого понимания. Или вообразить, чтобы Христос на кресте проводил бы медитативные упражнения...
.
.
Храм строился на протяжении двадцати двух столетий. Но сказать, чтобы он древний, что почтенная старина так и бросается в глаза - этого нет. Выглядит все довольно средненьким новоделом, сотворенным местными усилиями на скорую руку.
.
.
Путеводители уверяют, что "многие статуи покрыты золотом". Может, оно и правда, но выглядит все так, как будто статуи покрашены дешевенькой желтой краской. Наверно, позолоченные где-то спрятаны. Во всяком случае, храм называется "золотым" - должен же быть к этому какой-то повод.
.
.
В пещере Маха Алут Вихарая спит 9-метровый Будда. Еще 13 Будд стоят в позе лотоса и еще, чтобы мало не показалось, 42 Будды стоят.
.
.
Еще на стенах и потолках пещер есть росписи. Кто на них нарисован - говорит не надо.
.
.
На рисунках Будда все так же медитирует. Постигает высшую истину - как будто таким вот образом можно постичь хотя бы низшую.
.
.
В общем, буддизмом здесь пропитано практически все. Неспроста еще Марко Поло, посетивший Цейлон на обратном пути из Монголии и Китая, значительную часть своих глав о Цейлоне посвятил рассказу о царевиче, ставшим Буддой (или Буддой, ставшим царевичем - разобраться довольно трудно.
.
.
Королям Цейлона, которые эти пещерные храмы выстраивали, холили и лелеяли, почет куда меньший. Им посвятили всего три статуи. Мне удалось обнаружить только одну.
.
.
.
Вот и Марко Поло о местных монархах написал только, что они владеют каким-то редким и огромным камнем, который у них все порывался купить монгольский великий хан, но те ни за что не уступали. Зато, вспомнив о Будде, детально описывает его биографию (особенно доставляет эпизод, где отец пытается развеселить царевича с помощью элитных дворцовых проституток, а тот им так и не дался). Еще одна любопытная подробность: "Рассказывают, что умирал царевич восемьдесят четыре раза; в первый раз по смерти, говорят, сделался он быком; умер еще раз и стал конем; и умирал он так восемьдесят четыре раза, и всякий раз делался или собакою, или чем другим, а умер в восемьдесят четвертый раз и стал богом. За лучшего и за самого большого бога из всех своих почитают его язычники. Был он, знайте, первым идолом у язычников; другие идолы от него произошли. Случилось это на острове Цейлоне в Индии. Так произошли идолы".
.
.
В другом месте своей "Книги о разнообразии мира" неусидчивый венецианец упоминает о могиле Адама, якобы расположенной на острове Цейлон. По другой версии, в могиле покоится не Адам (как это утверждают мусульмане), а все тот же царевич Шакьямуни. Последнее, конечно, сомнительно, поскольку тело царевича сожгли, как и всех в Индии; да и сами цейлонские буддисты почитают только зуб Будды - все, что осталось после огненного погребения.
.
.
А вот гора, называемая "пик Адама", на Цейлоне есть. И даже входит в число туристических объектов. Но мне туда, слава богам, не надо. Ходят туда в основном буддистские паломники, поклоняются отпечатку стопы, который якобы оставил их ненаглядный царевич.
.
.
Когда я впервые побывал в мечети, мусульманская вера показалась мне бесконечно чуждой, как будто инопланетной. Но все познается в сравнении. Посетив восточные капища, я понял, что термин "авраамические религии" придуман неспроста. Наличие одинаковых персонажей в священных историях сближает лучше всяких экуменических деклараций. Вот про пик Адама мусульмане рассказывают, что Адам с Евой там жили после изгнания из рая и что после гибели Авеля плакали так горько и так много, что от слез образовалось целое озеро - его и сейчас можно видеть у подножия пика. Все это знакомо и понятно.
.
.
А Будда... след... зуб... Как говорил Сталин: "Я русский человек. Мне все это чуждо". Но посмотреть все равно интересно - так, для общего развития.
.