.
Чая здесь не много, а очень много. Не зря скромный по размерам Цейлон по объему чайного экспорта уступает лишь индийскому и китайскому гигантам. О качестве его говорить излишне - цейлонский чай был всеми узнаваемым брендом еще в далекие советские времена, когда злобные коммунисты пускали на внутренний рынок лишь те заграничные продукты, которые действительно были высшего сорта.
.
.
В детстве я, как и положено русскому человеку (если не совсем по крови, то по культуре), сходил по чаю с ума и дул его, как Фрося Бурлакова - по шесть стаканов за раз. Потом я перешел на кофей, но чай по-прежнему люблю, но не понимаю в нем ни черта. Знаю, что мне нужен чай черный, цейлонский - и с меня довольно. Все эти сорта, ферментации, добавки не останавливают моего внимания. Но посмотреть, как чай выращивают - это, конечно, интересно любому, даже тому, кто этот напиток на дух не переносит.
.
.
На Центральном плато прохладнее, чем на побережье, но под прямыми солнечными лучами все-таки дискомфортно, несмотря на свежий ветер с холмов.
.
.
Зато виды здесь красивые. Хоть и малость подпорченные каким-то левым пятном на экране фотоаппарата.
.
.
.
.
Завезли нас, как водится, и на чайную фабрику, где можно и процесс изготовления посмотреть, и, само собой, приобрести конечный продукт, вроде бы даже дешевле, чем где бы то ни было.
Вот начало производственного процесса:
.
.
Вот его закономерное завершение:
.
.
Местный логотип:
.
.
Затарившись чаями на себя и всех родственников-друзей-знакомых, отправляемся дальше по дороге на Канди. Попутно любуемся окрестными красотами, например, водопадами:
.
.
Реки и холмы:
.
.
Еще один водопад:
.
.
А вот и еще одна чайная фабрика:
.
.
.
Еще водопад:
.
.
Та же река, взятая чуть поближе:
.
.
Наконец нам попадаются работники. Точнее, это работницы. Если совсем конкретно, то это женщины тамильского племени. Со времен британского господства именно тамилам принадлежит сомнительная привилегия вкалывать на чайных плантациях. Сингалы будто бы оказались слишком
.
.
Чайные листья, как и хлопок, не соберешь комбайном, технические новшества тут людям не помощники. Нужно, как в старину, собирать листки с растений в корзине. Работа каторжная, даже скорее рабская. Чтобы согласиться на такую работу, нужно чтобы жизнь очень сильно возила тебя мордой по асфальту, причем не однократно и даже не много раз подряд, а непрерывно, с самого рождения, как твоих родителей, дедов и прадедов.
.
.
Отличаются ли профессионально собиратели чая от рабов? Вряд ли. В одном случае на работу гонит кнут, в другом - нищета. И в том и в другом случае имеет место принуждение. В случае так называемого свободного найма принуждение лицемерно прикрыто иллюзией выбора, что выглядит еще более отвратительно, что открытое насилие.
.
.
Свободные жители Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка (так, мать в щелку, официально называется Цейлон сегодня) добровольно, в рамках свободного осознанного выбора, работают целый божий день на солнцепеке, с корзинами на плечах, на склонах градусов в двадцать как минимум - по крайней мере, неподготовленному человеку удержаться там не так уж и легко. Впрочем, при всем при этом тетки-тамилки совсем не выглядят несчастными - глядят весело, держатся бодро. Дай им Бог здоровья и счастья.
.
.
Ну а мы пока что едем дальше
.