Зашёл, представился:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Рыть:

Бложики

Походкой цариц

Глупая ложь прилипчива и живуча. Ее повторяют все кому не лень, по поводу и без повода. Вот пример: едва только речь заходит о львах, как обязательно кто-нибудь упомянет, что на охоту у них ходят одни только львицы.


На самом деле это, конечно, не так, и просто удивительно, сколько людей до сих пор в это верят. Просто у льва другая тактика охоты – он работает в одиночку, почти всегда ночью, из засады. Львицы же гонят добычу группой, на открытой местности, нередко начинают охоту еще засветло и поэтому чаще попадаются на глаза исследователям и туристам – вот и возник миф о льве-дармоеде, приходящем на раздел еды, которую он не добывал.



Льва вообще труднее встретить, нежели львиц. Два года назад мне попадались на глаза два-три самца в Восточном Цаво и Таита-Хиллс; во вторую же нашу поездку в Кению ни один из гривастых царей не удостоил нас выходом. Как писал в «Африканском дневнике» Николай Гумилев, львов можно искать неделями (и там же он замечает, что разрушать легенды труднее, чем из создавать). Зато львиц мы насмотрелись вдоволь, да и то пришлось сначала поискать.



Современное туристическое сафари, хоть и не является охотой в истинном смысле слова, схоже с охотой в том отношении, что многое зависит от везения. Накануне, колеся по Западному Цаво, мы не встретили ни львов, ни львиц. В Амбозели нам повезло больше.
Нам наперерез двинулась царственного вида большая кошка.
 


Позже к ней подтянуться ее подруги.



Еще больше львиц встретились нам на широких равнинах Масаи-Мара.



Как и про любой другой царственный благородный род, о львах насочиняли множество небылиц. Древние греки и римляне верили, что кости львов настолько тверды, что ими можно высекать огонь, что львица рождает за всю жизнь всего одного детеныша, потому что тот при родах разрывает ей когтями матку. Плиний сообщал, что новорожденные львята представляют собой бесформенный кусок мяса, что ползать они начинают в два месяца, а ходить – в полгода, что они очень мало пьют, едят один раз в три дня, причем проглатывают еду целиком и потом когтями выковыривают из пасти то, что не смог вместить желудок. Лев милостив к тем, кто просит у него пощады, не трогает павших перед ним ниц, щадит женщин и детей.



Легенды о львином милосердии, конечно, имели реальную основу: поскольку человек не входит в рацион львов, то они далеко не всегда атакуют человека, оказавшегося в пределах их досягаемости. Тут многое зависит от случайных факторов, таких как поведение потенциальной жертвы или эмоциональное состояние хищника. Так что нет ничего заведомо невероятного в той же библейской истории о брошенном львам Данииле. Более поздние рассказы церковных историков о христианских мучениках, которых щадили львы, так же, скорее всего, происходят от непредсказуемости поведения львов в присутствии человека.





Пророк Даниил во рву львином. Россия, XVII век
«Тогда Даниил сказал царю: «царь! во веки живи. Бог мой послал Ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления» (Даниил, 6:21-22)

Бывает и так, что внешнее безразличие хищников к человеку чрезмерно расслабляет, в результате чего чувство опасности у людей притупляется. Вот тут непредсказуемость поведения львов способна сыграть злую шутку. Не так давно в Киеве один мужчина, явно под влиянием Книги пророка Даниила, полез ко львам, уповая на то, что верующего в Бога львы не тронут, - и, видимо, переоценил крепость своей веры.



Немного более реалистичными представлениями о львином роде обладали древние египтяне. От них не укрылось принадлежность львов к кошачьей породе, слова «кошка» и «лев» обозначались одним и тем же иероглифом, и только специальный дополнительный знак указывал, идет ли речь о милых домашних питомцах или о крупных опасных хищниках. Вообще для египтян лев был как бы главным представителем хищных зверей, так что явно звукоподражательное слово «маау» у них обозначало и кошек, и львов, и хищников вообще.



Среди египетских зверобогов числилась Сехмет – женщина с головой львицы, противоречивыми функциями и сложным характером. Она олицетворяла собой и палящее солнце, и войну, она наслаждалась избиением, учиненном богами над непокорным человечеством и пила людскую кровь, но при этом считалась покровительницей здоровья и исцеления.

В храмах Сехмет держали прирученных львов. Вообще египтян можно считать первым из народов, освоивших приручение и дрессировку этих опасных животных. На стенах храмов и гробниц нередко встречаются изображение прирученных львов, причем не только африканских, но и азиатских, пойманных во время экспансии фараонов Нового Царства на Ближний Восток либо же приведенных в виде дани. Знаменитого Рамзеса II в сражении сопровождал лев, который, если верить надписи, «разрывал в куски его врагов».



В других странах прирученных львов тоже использовали для демонстрации своего запредельного могущества. Сохранились полулегендарные рассказы о том, как великий мореплаватель Ганон разъезжал по городу в колеснице, запряженной львами; за это он подвергся изгнанию из Карфагена – сограждане опасались, что человек, подчинивший себе львов, с еще большей легкостью подчинит себе людей. Марк Антоний после победы при Фарсале тоже будто бы катался на львах в колеснице. Правда это или нет, но не подлежит сомнению, что римлянам представления со львами были хорошо знакомы по крайней мере со времен диктатуры Суллы. Представления эти были  в традиционном римском духе и сводились, в конечном итоге, к кровавой бойне – либо львы растерзывали людей, либо люди расстреливали и закалывали львов. При императоре Адриане в один день на арене было убито 100 животных; при императоре Марке Аврелии так же.



Еще задолго до императоров в истреблении львов практиковались ближневосточные владыки. Общеизвестны изображения ассирийских царей, голыми руками борющихся со львом. Египтяне тоже практиковали охоту на львов, в том числе с использованием домашнего скота в качестве приманки. Аменхотеп III ходил на царя зверей с копьем или дротиком и хвалился, что лично завалил 110 львов за десять лет.

Удивительно ли, что в римскую эпоху дело дошло до запрета частным лицам охотиться на львов – слишком стремительно убывала их численность. Хотя настоящий геноцид несчастного царя зверей начался только с появлением огнестрельного оружия и массового наплыва европейцев на черный континент, однако же и в античности были достигнуты некоторые «успехи» - например, популяции азиатских львов на Ближнем Востоке  были уничтожены практически поголовно. Не осталось львиного духа и в Европе, где они несомненно водились еще каких-то две с половиной тысячи лет назад: так, когда Ксеркс с неисчислимым воинством вторгся в Грецию, его обозы подверглись внезапнынм ночным атакам – львы приходили полакомиться верблюжьим мясом.



Этот случай довольно характерен. Видимо, враждебные отношения видов Homo sapiens и Pantera leo начались как раз с тех времен, когда человек обзавелся большими стадами домашних животных. Львы быстро смекнули, что подобного рода скопления живого мяса представляют собой легкую и богатую добычу. Не тогда ли выработали они манеру начинать ночную охоту знаменитым душераздирающим рыком, от которого даже у самых сильных духом начинают шевелиться волосы на голове и от которого скотина начинает в дикой панике метаться по загону? После этого достаточно перемахнуть через заграждение – и тогда заграждение превращается в ловушку для обезумевших от страха животных.



Учитывая, что богатство целых народов веками измерялось численностью поголовья скота, нетрудно представить, как должны были люди относиться ко львам. Особенно когда некоторые из львов, начав со скота, сначала по случаю, а потом систематически переходили на людей. Охота на львов стала делом чести. Храбрецы, убившие льва, становились героями. Или даже богами – как Геракл, неспроста начавший свои подвиги с зачистки Греции от львов, которых там когда-то было не мало.



Греки, таким образом, были знакомы со львами не понаслышке, поэтому тем более удивительны те фантастические басни, которые осели в трудах античных ученых мужей. Были, правда, и исключения. Аристотель, например, знал, что львица рождает много раз, что молодые львята беспомощны и только на втором месяце начинают ходить, что существует несколько подвидов львов, различающихся, среди прочего, размерами гривы. Он же первым сообщил про коготь, спрятанный в кисточке львиного хвоста. Позднее многие натуралисты высмеивали это сообщение как наивную выдумку, но в конце концов выяснилось, что великий Стагирит был прав, только это на самом деле не коготь, а отросток хвостового позвонка.



К сожалению, здравые наблюдения Аристотеля не были переняты александрийскими компиляторами, на чьих трудах основывались популярные в Средневековье «Физиологи» и «Бестиарии». В одном из таких «Физиологов», получившим распространение в Древней Руси, сообщалось, например, что львенок рождается мертвым; на третий день львица приносит его ко льву, лев дует детенышу в ноздри и тот оживает. Составитель сборника сравнивал такого львенка с народами, которые оживают после крещения Святым Духом.



Еще древнерусский «Физиолог» сообщал, будто львица заметает свои следы хвостом, чтобы сбить с толку охотника. Львица и вправду вовсю машет хвостом, хотя, конечно, и не заметает следов – хищнику это ни к чему:

Загрузка плеера

Но и в новейшие времена ученейшие мужи, основываясь на сообщениях путешественников и охотников, нередко сообщали о львах совершенно фантастические  сведения. Многие ныне общеизвестные факты были неизвестны еще какую-то сотню лет назад. Сам знаменитейший Альфред Брем в своей зоологической Библии «Жизнь животных» писал: «Лев живет одиноко и только во время течки держится около самки». Ни о каких прайдах он не имел понятия и полагал, что лишь по «исключительным обстоятельствам» львы объединяются в группы.



Так что не стоит удивляться, если завтра о львых и львицах узают что-нибудь новое, сногсшибательное.

Блого-ништяки:

Рыть блоги: