тэк-с, ещё одна фильма на мою любимую тему --
Цитата
лирическое отступление. вот да, с этим фильмом у меня забавно вышло. смотрел я его когда-то ранее, и потом про него совершенно забыл. а тут внезапно вспомнил, но запамятовал название. начал усиленно чесать репу, не помогло. тогда принял стратежное решение для гугления: стал искать подборки фильмов про снайперов. "и каково же было удивление" , когда в одном из "хит-парадов" на ЮТьюбе этот филем оказался аж на 1-м месте!
так, значить, и вычислил его... |
...итак, начальный титр сообщает нам, что действие происходит в 2007-м году, в Ираке, в конце фазы активных боевых действий. типа, уже во всю началось восстановление порушенной войной страны. но не всех такое устраивает, нет! есть, есть ещё отщепенцы, не желающие прихода долгожданного цЫвилизованного мира!
вот, к примеру, наш случай. диспозиция: некий вражеский снайпер расстрелял команду гражданских специалистов, обслуживавшую трубопровод. и вот уже мы наблюдаем снайперский расчёт "наших", есессно, бравых амерских морпехов, пытающихся из засады "вычислить" того вражеского стрелка. т.е., они пока ещё только предполагают, что он не ушёл с позиции после своего грязного дела, а использует уже убитых им людей в кач-ве приманки для своих последующих жертв. но и это всего лишь предположение, ведь возможен и другой, более простой вариант, цитирую: "пришли четыре или пять =хаджи= и поубивали всех". но, с другой стороны, у многих убитых "хэдшоты" (headshot, на жаргоне -- "выстрел в голову" ), что таки намекает на снайпера... дилемма, ёпта.
и вот
понимаешь, да? человек тупо вышел из засады -- значит, не только себя обнаружил, но и собственно место той засады.
и когда он (1-й номер, стрелок) уже совсем "расслабил булки", шарясь по объекту и осматривая тела убитых гражданских... есессно, ему прилетает, прям в живот . наблюдатель тут же мчится на помощь, дабы вытащить напарнника из-под вражеского обстрела, но тоже попадает под снайперский огонь. получает ранение в ногу. вынужден залечь за той самой стеной...
собссно, теперь уже диспозиция такая: стрелок лежит "подбитый" на открытом месте, истекая кровью. жив-мёртв, непонятно, на оклики не реагирует. наблюдатель -- прячется за стеной с подстреленной ногой. рация -- не функционирует, у ней перебита антенна. т.е., вызвать помощь нет возможности. расположение вражеского снайпера -- неизвестно. единственная фляга с водой -- прохудилась. кроме того, тут на месте выяснилось, что расстреляны не только ремонтники трубопровода, но и сотрудники охраны, видимо, тоже прибывшие на место по вызову.
итак, снайперская засада. наш же боец, его зовут Айзек, перевязав себя и убедившись, что напарник по-прежнему не реагирует на зов, и его (пока?) не вынуть, начинает действовать. план такой: по расположению трупов и пулевых ранений в них вычисляем тип вражеского оружия, дистанцию выстрела и координаты засевшего врага:
-- а по прикидкам выходит, что снайпер тот -- хорош. что он стреляет с предельного расстояния и стреляет очень метко. и что у него крепкие нервы, и он умеет ждать, и он любит "поиграть" со своими жертвами. смотри: приехали ремонтники, он их убил, но перед этим ремонтники вызвали охрану; приехала охрана, он их убил, но перед этим охранники тоже усели вызвать помощь, наших бравых морпехов-снайперов... дальше?
...внезапно рация ожила. боец вызывает помощь, сообщает при этом информацию о себе, личный код доступа, координаты и общую обстановку...
-- и в самом конце разговора внезапно с ужасом осознаёт, что нет, помощи ему никакой не будет. потому что он сейчас разговаривает с врагом, с тем самым вражеским снайпером!
Айзек совсем падает духом... теряет сознание от раны... но потом таки собирает волю в кучу и...
...и начинается затяжное психологическое противостояние двух врагов. вражеский снайпер заставляет Айзека оставаться на связи, шантажируя его тем, что добьет напарника, если тот жив (напомню, тот всё ещё лежит неподвижно на простреливаемой территории), а если мёртв, обезобразит пулей ему лицо, чтобы того хоронили потом в закрытом гробу... видимо, это сильный аргумент, т.к. Айзек таки и дальше ведёт с врагом разговоры. параллельно пытаясь получить хоть какую-то полезную информацию.
н-р, вынув из своей раны пулю калибра 7,62, Айзек предположил
Цитата
Снайперская винтовка US Navy Mark11 Model 0 Sniper Weapon System (снайперская система оружия ВМС США) является военной модификацией спортивно-целевой винтовки SR-25 Match, принятой первоначально на вооружение подразделений ССО американских ВМС (отряды боевых пловцов SEAL). |
-- а зная про винтовку, её ТТХ, можно предположить, с какой дальности вёлся огонь.
если же враг реально использует такую спецназовскую винтовку, то далее следует прозрение:
Цитата
-- ты Джуба. призрак...
-- сотни людей называют себя Джубой. я обычный человек... -- 35 раненых [военных] США. "Ангел Смерти". вот почему им тебя никак не найти. ... и, очевидно, что мы обучили тебя. |
-- Джуба, как я понял, (полу)мифический персонаж в тех краях. военные ведь часто суеверны и подчас мифологизируют своих врагов...
а враг вынуждает Айзека рассказать о себе личное. по ходу выясняется, что враг всё это время слушал их с напарником разговоры и переговоры по внутренней радиосвязи. а это тоже значит, что у врага имеется очень хорошая техника. ведь вклиниться в зашифрованный радиоканал американских военных "спецОв" -- это вам не бык чихнул. н-р, враг в курсе, что Айзек уже ранее терял напарника, ДИна. и имеет по этому поводу определённый комплекс вины. а, напомню, 2-й его напарник -- вон он, прям щас лежит "на солнышке", помирает...
да, враг хорош не только в снайперской стрельбе, но и в психологичесокм давлении. враг "лечит":
Цитата
-- а он, типа, раньше был учителем в той школе. а американцы, типа, пришли и всё разбомбили . (что, кстати, по факту является правдой.) враг цитирует Айзеку стихи Эдгара По. (блин, всю жизнь думал, что По -- прозаик. а этот арабский убивец -- вона какой эрудит! )
-- ты должен знать, та стена, за которой ты прячешься, она была частью школы. |
враг буквально выворачивает Айзека наизнанку, заставив объяснять мотивацию продолжать находиться на войне:
Цитата
потому что, повторюсь, Айзек испытывает комплекс вины...
--...и я ни хрена не могу вернуться к той жизни. в это ежедневное дерьмо. они все будут смотреть на меня... не-а, я не могу вернуться. |
Айзек пытается завладеть рацией и припасами убитого охранника. враг открывает огонь, частично обрушивая стену. по итогу, та рация тоже неисправна:
-- враг злорадствует... враг всячески демонстрирует, что играет с Айзеком, как кот с мышкой.
...внезапно сержант Мэтьюс ("подбитый" стрелок), про которого, наверное, все, в т.ч. и зрители, уже успели забыть, зашевелился, очнулся:
Айзек пытается дать ему целеуказание: "-- Шейн, стрелять на полтора километра." но...
-- теперь сержант Шейн Мэтьюс, 2-й напарник Айзека, 100% мёртв. Айзек истерит в эфир:
Цитата
Айзек снова теряет сознание от ранения... а когда очнулся, делает отчаянную попытку скомпоновать из двух неисправных раций одну работающую.. чтобы как раз по ней услышать, что враг от его имени переговаривается с "нашим" штабом. враг вызывает вертолёт для эвакуации.
-- из места, которое ты не увидишь, придёт звук, который ты не услышишь. просто небольшая сраная вспышка. бум! |
Айзек лихорадочно пытается завладеть снайперской винтовкой Мэтьюса, ведь он уже практически вычислил (как он считает) место дислокации врага:
выстрелы в сторону горы мусора -- что это, как не жест отчаяния? потому что прилетает вертолёт...
Айзек обрушивает остатки стены, встаёт в полный рост, чтобы вызвать огонь на себя... но никто не стреляет... а может, он таки умудрился подстрелить врага?
да, вот оно, долгожданное спасение... но Айзек всё ещё пытается сообщить им, что, возможно, в куче мусора всё ещё прячется вражеский снайпер... но:
не могу сказать, что фильм прям изобилует всем этим задорным "пиф-паф" (скорее наоборот), сопровождающимся традиционными красивыми ходами, иллюстрирующими снайперскую стрельбу. ну вот это вот всё: кручение барабанов снайперского прицела, палец на спусковом крючке, снятие с предохранителя крупным планом, вид от среза ствола, досыл патрона в патронник (особенно, если винтовка однозарядная)... всё это, спору нет, выглядит угарно, со значением (и, честно говоря, меня всегда несказанно радует), но всё это уже видено тысячекратно...
но зато в этом фильме очень хорошо, НМВ, показано психологическое противостояние двух врагов со снайперскими винтовками в руках. напомно, Айзек оказался в практически безвыходном положении, практически в западне. Айзек, уже имея в себе серьёзный душевный надлом (чувство вины за гибель напарника, напомню), буквально оголился перед врагом, в психологическом плане. но по итогу он смог "собрать себя в кучу", смог противостоять коварному врагу. это же называется "катарсис", да? когда выворачиваеваешься наизнанку, остаёшься буквально голеньким и через это испытываешь полное духовное очищение, да?
доставила атмосфера места действия: пустыня, ветер, верблюжья колючка... и песок, кругом песок:
-- прям физически ощущаешь, как аЦЦки печёт солнце и как скрипит на зубах этот клятый песок. и как жалкие остатки воды в твоей фляге нагрелись чуть ли не до состояния кипятка... аутентИк, говоря модным языком .
да, из забавного. у сержанта Мэтьюса, по сюжету быстро ставшего небоеспособным, на обмундировании имеется неуставная, как я понимаю, нашивка:
вот этот вот модный символ:
огрызающася гремучая змея, то есть. можно
но лично я усматриваю тут определённую иронию: "вот такой мы резкий-дерзкий-независимый, но... бац! и в самом начале матча мы уже лежим беспомощно в пыли."
правда, в фильме не обошлось и без ляпа, да. зацени рассуждение Айзека (не дословно): "если у врага винтовка Mark11, то там магазин на 10 патронов. если там магазин на 10 патронов, и из них враг выпустил уже 8 (считает попадания на трупах, плюс одна пуля у него в ноге), значит, у него осталось всего два патрона..." ЧИТО?!! ЧТО ЗА БРЕД, в самом деле?!! у снайпера, засевшего вдОлгую, должен быть всего один магазин?!! такое допущение? что за бред? или же это таки издержки корявого перевода? или не издержки, но таки бред, но горячечный бред раненного глав.героя... кароч, я оказался в сильном недоумении по этому поводу .
в остальном же фильм -- годнотА. для интересующихся темой, есессно .