была у меня тут статейка,
на тему разных моделей поведения/общения.
основной принцип "общежития" ФИДОнет, как добровольной любительской сети, описанный в тамошнем Уставе (Полиси), таков:
Цитата
(цитата -- по "Юpидическая философия" FidoNet ссуммиpована в двух пpавилах:
1) Ты не будешь чpезмеpно pаздpажать дpугих. 2) Ты не будешь чpезмеpно pаздpажаться сам. Иными словами, нет четких и ясных пpавил поведения, но ожидается коppектное поведение. ... |
в Фидо изначально отсутствовала анонимность (т.к. при вступлении ты сообщал своё реальное имя и телефон -- информацию, легко проверяемую на достоверность). что, в свою очередь, подразумевало личную ответственность за свои действия в сети. опять же, структура координаторов и модераторов этому неслабо способствовала... а, как грицца, "ответственные люди -- вежливые люди" ~© . то есть, новичок изначально попадал в заведомо дружественную среду общения (не зря же Фидо "стандартно" считалось "сетью друзей". в случае, если новичок "брал неверный тон", его тактично поправляли. наставляли на путь истинный, тысызыть.
не, это не значит, что в Фидо была лишь тишь да гладь, божья благодать. споры порой были дай божЕ. называлось это "флейм" ("flame" по-ангельски "пламя"). процесс яростных споров, соответственно, назывался "флеймить". но флеймить в эхах (как в месте группового общения) разрешалось только в рамках соблюдения корректности. кстати, без нетабуированных матов (нетабуированный мат в Фидохе запрещён). т.е., наезды и троллинг (такого термина, в отличие от явления, тогда ещё не существовало), в принципе, не были запрещены. но в рамках, повторюсь, корректности.
а были и "специально отведённые места". с расширенными правилами или вообще без оных. было, к примеру, такое легендарное меcто, "Мо-Эха" (конференция "MO.ECHO"), принципиально немодерируемое, а значит, саморегулирующееся. особо злостных нарушителей подписчики "выносили из эхи" самостоятельно. пинками, что называется. из "Мо-Эхи", кстати, пошло выражение: "зайти в эху жопой вперёд". оно означало, что новичок явно напрашивается на суровые ответные меры . как было сказано выше, "взял неверный тон".
ещё пример, легендарная питерская сисопская (изначально -- какбэ техническая) эха "SPB.SYSOP", со своим питерским же колоритом. она породила кучу, как сказали бы сейчас, мемов: "RAR используют козлы!", "всякие фридманы будут учить меня русскому языку!", "отпищись и не читай!", "а ты КОМПЛЕЙН на меня напиши, мудак!" (комплейн -- это формальная жалоба), "ты неправ, а я прав" и т.д..
ещё было феерическое место "TYT.BCE.HACPEM", предназначенное для свободного кало-словоизвержения, не сдерживаемого никакими ограничениями, свойственными "остальному Фидо".
а в более позднем Фидо появилось такое стихийное бедствие явление, как "кащенизм". подробно про это можно прочитать на Лурке, а я -- сообщаю лишь кратенько. началось это всё в ролевой эхе "SU.KASCHENKO.LOCAL". почему ролевой? потому что там подписчики разыгрывали роли пациентов и медперсонала Психиатрической больницы им. Кащенко . и было там этакое, эээээм, специфическое общение. в этом месте и вызрел такой метод троллинга, как "кащенизм". кащениты осуществляли организованные групповые "набеги" на другие эхи, доводя "простых сметных" до белого каления. и, замечу, там они вынуждены были действовать в рамках формальной корректности, т.е. в рамках соответствующих правил. поэтому их и было сложно прищучить .
был ещё один важнейший принцип, характерный для Фидо: нельзя смешивать виртуальное и реальное. виртуальное -- это общение в сетевом пространстве, "в виртуале". в виртуале, так же как и при разговоре по телефону, люди могут позволить себе сказать то, что никогда бы не позволили себе "в реале", т.е. в реальной жизни, оппоненту в лицо. кроме того, в виртуале люди могут разыгрывать роли, отличные от них самих, из реальной жизни. какбэ театр плюс кино... и в Фидо всё это изначально учитывалось, поэтому все конфликты, возникшие в Фидо, должны были разрешаться там же.
к чему я это всё? да вот-с, наблюдаю за происходящим "в этих ваших инторнетах" , и происходящее это наводит на мысли всяческие и какие-нито обобщения... да, к слову, одно из принципиальных отличий, влияющих на стиль общения -- изначальная анонимность в интернете. вот и Порко тоже предоставляет в достатке "информацию к размышлению". к тому же, форум у нас тут, по сути, немодерируемый, поэтому всякоепроявляется особенно выпукло . и решил я, значить, произвесть небольшое экспресс-, тысысзыть, сравнение, с вышеописанным. и выводы те, значить, "занести на электронное"(с).
ну во-1-х, понятие "тема" (topic) -- понятие тут у нас весьма условное. практически любая тема форума вырождается в пустопорожний трёп, далеко отстоящий от изначальной темы. некоторых сие -- напрягает . но, повторюсь, в отсутствие модерирования иного ожидать было бы глупо.
во-2-х, у нас тут нередки ситуации "зашёл в эху жопой вперёд". напомню, это когда новичок "взял неверный тон". недавний юзер Бат_Хед давеча тут сполна демонстрировал. да будь ты хоть сто раз расчудесный и ценный чувак, при входе в новую компанию нужно что? правильно, помалкивать и смотреть по сторонам! и внимательно слушать. потому что у тех, кто тут уже давно -- уже сложились свои взаимоотношения, и тебе тут тупо могут не позволить того, что они допускают между собой! в итоге имеем: эмоциональный срыв новичка, утрата доверия и "скатертью по жопе"(с) . и вдогонку -- сакраментальный вопрос: ты, вообще, там умный (был)?
во-3-х, наезд на ближнего своего. порой в споре вполне адекватные люди так выходят из себя, до взаимных оскорблений и мата, и обещаний выцепить в жизни и раскрошить
в-4-х, смешивание виртуального и реального. не, мне-то пофигу, я за любое своё слово отвечу и в реале, есличо... только глупости это всё. то, что происходит на форуме, на форуме и должно остаться. здравый смысл, йопта! (не, совместные пьянки в реале только приветствуются, а вот виртуальный мордобой переводить в реал -- да нуево...)
не, вы не подумайте, что я выражаю тут недовольство -- в рамках "существующей действительности Порко" мне вполне комфортно . это было просто наблюдение. наблюдение в сравнении. ну и децэл брюзжания, само-собой .