Зашёл, представился:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Рыть:

БисерА

теги:  санаторий "Белочка", "ХрестоматьЕё", "Хрюша на районе", "Кровь Христова", классика, кино, историяедакомикс.

18.06.2017

Художественный фильм «Простодушная»

"Белая Масаи" Германия, 2005 год



Продолжаю пересматривать наиболее запомнившиеся фильмы на африканскую тему. Сегодня речь пойдет о фатерландской кинопродукции - "Белой Масаи" Йоханнеса Бетца.

Чем привлекает этот фильм? Ну, понятно, лично меня он соблазняет знакомыми и милыми сердцу картинками Кении – мраморно-белыми пляжами, голубым морем, изысканным колониальным стилем отелей, засыпанными мусором дорогами и набитыми людьми улицами, еще более загаженными переулками, в которые даже издали заглянуть страшно, бестолковым паромом и полупустым портом в Момбасе…. Когда влюбляешься – в женщину, в страну ли – то даже ее недостатки будут казаться тебе не недостатками, а пикантными изюминками.

А что еще являет этот фильм, помимо африканских картинок? Если совсем кратко, то это история о том, как Карола, продавщица из Швейцарии, во время отдыха в Кении влюбилась в Лемалиана, танцора (который упорно именует себя воином) из племени самбуру (в фильме его иногда почему-то переименовывают в масая), остается жить в Кении, пытаясь найти там свое семейное счастье. Результат, конечно же, предсказуем.

Фильм, если кто не в курсе, снят по книге, а книга, как это водится, «основана на реальных событиях». Что там реального – не суть важно; книга меня не очень впечатлила, текст скорее напоминает средней руки блог, нежели литературное произведение, ну да это дело вкуса.
Ну и вот героиня отдыхает себе в типовом кенийском отеле, готовится уже ехать обратно и вдруг, уже в последний день, обрывает все нити, посылает подальше швейцарского жениха и остается в Кении, да не просто в Кении, а в поселке козопасов, с забором из колючек по периметру и мазанками из коровьего помета.



Резонный вопрос – а зачем?

В фильме не дается прямого ответа. Тому, кто не читал книги, мотивировка Каролы не понятна вообще никак. В книге, правда, объяснения тоже не бог весть какие – там героиня все списывает на дикую и невообразимую сексуальную привлекательность молодого самбуру. Такое разъяснение кажется скорее данью моде, нежели правдой: в конце концов, охренительный трах Карола могла бы получать, живя себе и дальше в своей уютной, чистой и богатой Швейцарии и приезжая в Кению в отпуск; а было бы и этого мало – могла бы забрать красавца с собой, и иплась бы тогда с ним не в коровьем дерьмище, а шикарных европейских условиях. Зачем, спрашивается, было ехать жить в такие места, которые даже по кенийским меркам считаются жуткой отсталой дырой?

С тем же лицемерием, с каким в иные времена литераторы избегали всяческих намеков на грубую чувственность, их современные собратья стараются показать, что секс для них – самое что ни на есть важное дело (особенно писательницы почему-то любят изображать из себя взбесившихся нимфоманок). Но в реальной жизни все гораздо сложнее.
Как в самой возвышенной неземной любви пытливый глаз без разглядит сексуальный подтекст, так и в самой примитивной похоти есть частицы чисто духовной любви. Мужчина, снимающий проститутку, ищет с ней отнюдь не только плотской близости. Самая похотливая баба, помимо впендюривания по самые гланды, ждет от своего кавалера хоть каких-то душевных разговоров и ласк. Так и Карола, сколько не уверяет себя и окружающих, что бросает все и кидается в неизвестность ради невиданного сексуального наслаждения, на самом деле ищет еще и чего-то другого. Чего же?

В начале фильма Карола признается, что всегда любила Африку и при этом никак не могла понять почему: ведь больше всего жизни она ценила чистоту и порядок – а в Африке есть что угодно, но только не чистота и не порядок. В фильме несколько раз мелькают швейцарские виды. Они очень красивы и очень чисты. Просто стерильно чисты. Но стерильность порою надоедает. В стерильном помещении хорошо проводить медицинские вмешательства, но жить в них не очень комфортно.



Правда, в стерильной цивилизации позже взрослеешь и позже стареешь. Причем не только физически, но и умственно. Где-то на середине фильма героиня совершает потрясающее по глубине прозорливости открытие – «Я поняла, что жизнь состоит не из одних поцелуев». Истина столь же бесспорная, сколь и запоздалая, чтобы не сказать – нелепая (если, конечно, ее произносит не семнадцатилетняя девочка, а баба с возрастом хорошо за тридцать). Инфантилизм настолько фееричный, что на героиню невозможно даже злиться – кто ж будет злиться на блаженную? Вон она с туристической визой приперлась в туземный поселок, влезла на четвереньках к жениху в мазанку и вознамерилась там жить; а получить вид на жительство? а узнать про гражданство? а зарегистрировать брак? Когда местный полицай пытается ей втолковать, что она полная дура и что так, как она, делать нельзя, она еще и возмущается, пытается откупиться взяткой. Полицейский, что характерно, от взятки отказывается – видимо, с умственно отсталых в Кении денег не берут.

Да и героиня ли виновата, что прожила уже полжизни, все еще оставаясь девочкой-припевочкой с пустой головой? Не тепличные ли условия передовой западной цивилизации превратили ее и многих других в инфантилов, никогда не знавших настоящего горя и – как следствие – настоящей радости? И не представляет ли собой бегство героини от цивилизации – внешне ничем вроде бы не мотивированное – своего рода последнюю попытку повзрослеть?

Взросление тесно сопряжено с любовью – вот и Карола, начиная (довольно поздновато) взрослеть, находит свою настоящую любовь.
В общем, будь Карола девушкой из конца 19 или первой половины 20 века, она, объясняя свой странный выбор, могла бы рассказать об усталости от культуры, о руссоистском стремлении к природе, о романтической любви и рае в шалаше, о важности опрощения ради единения со всеми людьми, о том, что западная цивилизация, сделав людей богаче, не сделала их счастливее.

 Но Карола – воспитанница постмодернистской эпохи, так что единственное, на что ее хватает – невнятно и страстно мычать о том, как ей хочется огромного черного члена.

Задаваться вопросом – почему представительница швейцарской мелкой буржуазии вдруг полюбила чернокожего пастуха – бессмысленно, поскольку этот самый вопрос – «Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу?» - давным-давно задал пушкинский Импровизатор, причем сам же дал на него вполне ожидаемый ответ: «Затем, что ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона!».



Примечательно, что тема Отело с Дездемоной хотя и не названа нигде прямо, однако же намертво вплетена в ткань фильма. Когда Лемалиан все чаще и все настойчивей подозревает Каролу в супружеской неверности, невольно вспоминаешь Шекспира и начинаешь опасаться, что добром все это дело не кончится.

Но все завершается куда менее драматично – просто распадается еще одна семья. Причем распадается она исключительно из-за необоснованной ревности, а ревность у Лемалиана, в свою очередь, возникает из-за неумеренного потребления психоактивных веществ. Не самый удачный сюжетный ход – драма столкновения двух культур выпшикивается в историю о том, как дурной паренек подивнулся умом на почве наркоты и как от него из-за этого убежала перепуганная  в усмерть жена.

Лишь со второго просмотра можно понять, что нарктоики тут вторичны, что ревность в сердце Лемалиана проникла благодаря поведению его белой супруги. Последняя спокойно беседует с незнакомыми мужчинами, улыбается им, балагурит и перешучивается с ними. Такое поведение нормально для европейки, но для африканки из традиционного общества – это верх неприличия. Естественно, бедняга Лемалиан весь исходится от ревности, тем более что он сам, вблизи наблюдал, как ветренная Карола в одночасье бросила своего жениха и убежала к нему – а где же гарантия, что следующим покинутым не станет он сам?

А Карола всего этого не понимает. Она вообще многое в своей новой жизни не понимает и как будто и не желает понимать.

В одной из философских повестей Вольтера показан индеец-гурон, прямиком из канадских лесов попавший в центр мировой цивилизацией (в те времена таковым не без оснований считалась Франция). Несмотря на свой незаурядный ум и смекалку, он то и дело попадает в нелепые и опасные ситуации, поскольку не знаком со сложными правилами и законами цивилизованного общества. За свою поражающую всех наивность он и удостаивается прозвища «простодушный».

В фильме «Белая масаи» ситуаций оказывается вывернутой наизнанку. Теперь уже представительница западной цивилизации попадает в наивный полупервобытный  мир… и сама оказывается в роли простодушной! Ведь, вопреки тому, как представляли себе жизнь первобытных племен во времена Вольтера, у этих племен разных там условностей, обрядов, регламентаций, традиций и запретов – побольше, чем в самом жестком цивилизованном государстве.



 А вот как раз цивилизованные страны за последние время довольно сильно опростились; одни только писанные законы еще сохранились, а вот целый пласт неписанных правил – что прилично, что неприлично, а что вообще ни в какие ворота не лезет – если и не пропал совсем, то перестал быть важной детерминантой поведения.
И потому простодушным будет не дикарь, попавший в цивилизацию, а цивилизованная женщина, попавшая к пастушьему племени и тупящая на каждом шагу. На ходу пытается она заучить кучу сложных правил («Женщине нельзя раздеваться…. Женщине нельзя есть с воином и даже смотреть, как он ест… Женщине нельзя касаться мужчины ниже пояса… лучше всего вообще не касаться»; «Воину нельзя жениться, пока он не прошел обряд посвящения» и множество других). Получается, конечно, плохо.

В постмодернистсоком веке простодушным смотрится уже не дикарь-дитя природы, а цивилизованный человек, которого цивилизация отучила понимать простейшие вещи.
 
 
Ей так и не удается избавиться от фальшивой и нелепой двойственности своего положения в племени самбуру. С одной стороны, она женщина, - следовательно, ее социальный статус в племени разве что чуть повыше козы. С другой – она «мзунгу», белая, а белый цвет не только в прошлом, но и в нынешнее времена в Африке означает принадлежность к высшей социальной страте; неспроста в одном из эпизодов Лемалиан дает понять Кароле, что некоторые табу, накладываемые на отношения воина к женщине, на них не распространяются («Ты же белая, тебе можно»).

Немонимание этой двойственности неизбежно приводит Каролу к неудачам. Вот она открывает для своих односельчан магазин. Спустя некоторые время возникает конфликт: односельчане хотят, чтобы она давала им в долг, Карода же наотрез оказывается. Каждая сторона права по-своему, ведь предназначение магазина каждый понимает по своему. Для Каролы, дочери капиталистической Европы, магазин – способ заработка. Для первобытных жителей общины Барасалоя магазин – это средство, чтобы им помочь. И если в настоящий момент кто не может заплатить наличными – ему можно и нужно дать в долг.



И так много раз. Столкнувшись с обрядом женского обрезания, простодушная впадает в истерику, бежит к пастору и требует, чтобы он вмешался. Пастору едва-едва удается разъяснить дуре, что такие обычаи выводятся не истериками и громовыми проповедями, а длительными годами медленной разъяснительной работы. Или вот она отказывается пустить за руль Лемалиана – и это в присутствии других женщин! Разумеется, после этого Лемалиан, хоть она и «Мзунга», должен выкинуть ее из-за  руля и сесть самому, даже прекрасно зная, что дальше ближайшего дерева он не уедет.

Вот и семейная межрасовая идиллия разбивается о реальность, как автомобиль о дерево. Грустно. Но смотрелось все очень красиво.

Теги: кино, обзор
Количество показов: 16712
Кем создан (имя): (PANZER)
Автор:  pumba

Возврат к списку