Зашёл, представился:
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Рыть:

Бложики

Из завалявшегося. Римские музеи

Римов, как известно, три. Получилось так, что я их посещал в обратном порядке. Третий Рим - Москву - я увидал еще в середине 90-х. Константинополь престал передо мной в 2013. Ну а самый первый Рим, который просто Рим, мне довелось посетить в апреле 2015 года.

Побродил я по улицам, по набережной мутного Тибра. Побывал и в музеях. О некоторых навеянных римскими музеями мыслями я уже делился в Сети. Надеюся, они покажутся небезынтересными и уважаемой Стае.



1. Капитолийский музей. Волчица и тупица.

Едва я с семейством зашел в Капитолийский музей, как на глаза попалась старая знакомая.

Знакомая по рисунками на обложках и форзацах добрых старых книжек.

Вот она:



.
Волчица с пастью кровавой,
На белом, белом столбе,
Тебе, увенчанной славой,
По праву привет тебе.

Николая Гумилева я полюбил за его африканский цикл. Но у него, почти как у Пушкина, есть стихи на любой случай жизни.

С тобой младенцы, два брата,
К сосцам стремятся припасть,
Они не люди, волчата,
У них звериная масть....

О том, что младенцы приделаны к гораздо позже, знали давно. В последние годы появились сомнения относительно датировки самой волчицы – вроде бы данные радиоуглеродного анализа и техника отливки говорят о том, что скульптуру создали в XI-XII вв. С другой стороны, достоверные упоминания о существовании статуи относятся по крайней мере  к X веку; к тому же материал, из которого сделана скульптура, использовался только в античное время.

Но подлинник ли это или средневековая копия античной скульптуры, которая несомненно стояла на Капитолийском холме и в которую ударила молния в 65 году д.н.э., она все равно прекрасна в своей незамысловатой простоте, как и тот город, символом которого она по праву является.

И город цезарей дивных,
Святых и великих пап,
Он крепок следом призывных,
Косматых звериных лап.

Помимо цезарей и пап, Рим еще славился своими доблестными мужами, защитниками свободы и республики. И первым из них был он – Луций Юний Брут, свергнувший последнего римского царя Тарквиния Гордого и установившего в Риме республиканские порядки.


.
На самом деле нет никаких доказательств, что бюст изображает именно Брута. Но так уж повелось считать, а силу традиций переломить трудно.

Прозвище Брут по-латыни означает ничто как «тупица». Столь нелицеприятную кличку Луций заслужил себе сознательными усилиями – чтобы обезопасить свою жизнь. Хотя он и приходился царю племянником (мать его была родной сестрой Тарквиния), однако его знатность не только не служила защитой, но скорее была дополнительным фактором риска. Деспотический царь, изматывающий народ в войнах и на строительных работах, не щадил и знать, в среде которой он не без основания подозревал заговоры. К тому же он, подобно позднейшим диктаторам и цезарям, конфисковывал имущество казненных в свою пользу.

И тогда Брут, как Гамлет, счел за лучшее спрятаться  за личиною безумия. Вот как писал об этом Тит Ливий: «В свое время, услыхав, что виднейшие граждане, и среди них родной его брат, убиты дядею, он решил: пусть его нрав ничем царя не страшит, имущество – не соблазняет; презираемый – в безопасности, когда в праве нет защиты. С твердо обдуманным намерением он стал изображать глупца, предоставляя распоряжаться собой и своим имуществом царскому произволу, и даже принял прозвище Брута – «тупицы», чтобы под прикрытием этого прозвища сильный духом освободитель римского народа мог выжидать своего времени».

Обман прошел как нельзя лучше: Тарквиний ничего не заподозрил, Брут в качестве шута близко сошелся с сыновьями тирана Титом и Аррунтом. Но каким образом симулировал Брут?

2. Предшественник Берлаги.

В легендах на этот счет есть только один намек. Когда Брут вместе с сыновьями Тарквиния был послан к дельфийскому оракулу (поводом послужило тревожное знамение – из деревянной колонны в доме Тарквиния выползла змея, что считалось предвестием смерти), то оракул, среди прочих туманных пророчеств, спрогнозировал, будто царю не угрожает никакой опасности до тех пор, пока собака не заговорит человечьим языком. Царевичи посчитали, что их отцу опасаться нечего; на самом деле это был намек на Брута, который часто лаял по-собачьи.

То, что люди с умственной отсталостью или с психическими недугами будто бы  ведут себя подобно животным – одно из древнейших и широко распространенных заблуждений. Поэтому симулянты, пытавшиеся изобразить душевный недуг, нередко начинали выть, лаять, ходить на четвереньках.  В наше время благодаря общему повышению образованности населения столь примитивный обман уже не встречается, но в прежние времена он был широко распространен.

Правда, подражание животным может возникать еще и при олигофрении в рамках пуэлиризма (детского поведения) как элемент игры. То, что Брут симулировал именно олигофрению, т.е. врожденное слабоумие, видно уже из его прозвища: если бы он изображал психоз, современники отметили бы его кличкой наподобие «помешанного» или «буйного». Изображая глупость, Брут воспроизводил поведение играющего ребенка – отсюда и мог возникнуть лай.

Теоретически лай был бы еще возможен в рамках крайне редкого в наши дни, но часто упоминаемого в исторических источниках расстройства – ликантропии. В узком смысле при ликантропии заболевший считает себя обращенным в волка, в более широком смысле речь может идти о превращении в любое другое животное. Описанный еще современником Галена, этот симптом в новейшее время стал настолько редок, что многие психиатры даже сомневаются в его реальности; тем не менее, в научной литературе иногда можно встретить современные случаи ликантропии – чаще всего в качестве бредовой темы при тяжелой психотической депрессии или при шизофрении. Но изображать из себя настолько тяжело больного вряд ли входило в планы Брута – это был бы уже перебор.

В общем, насколько это позволяет легендарный характер известий, можно заключить, что Брут выбрал идеальную линию симуляции: он выглядел достаточно недужным, чтобы не вызывать опасений Тарквиния, но в то же время достаточно здоровым, чтобы быть допущенным к его сыновьям.

Пророчество оракула, как известно, исполнилось после того, как Лукреция, изнасилованная одним из сыновей тирана, прилюдно покончила с собой. В тот же момент «Тупица» сбросил маску, вынул нож из тела погибшей героини и с криком «Доколе?!» поднял народ против царской власти. Строго говоря, само из самого по себе из преступления, совершенного царевичем, не вытекает необходимость свержения царя, не говоря уже об отмене монархии как таковой. Но вот – свершилось. Рим не просто стал республикой – римляне получили такую прививку ненависти к царской власти, что много столетий спустя, уже при цезарях, они никак желали признать, что монархия вернулась; сами императоры поддерживали эту иллюзию, оставив нетронутыми все республиканские институты и выстраивая свою вертикаль власти не вместо, а параллельно им.

3. Вилла Боргезе. Похищение и изнасилование.

Примечательно, что римляне, столь высоко ценившие республиканское правление, верили в то, что толчком к ее рождению послужила смертная обида, нанесенная женщине. Хотя, конечно, дело не только в оскорблении Лукреции – оскорблению подвергся и ее муж Коллатин, и в целом закон гостеприимства (а этот закон ставился тогда ой как высоко), и вся знать, (а знать в те времена и была римским народом, плебеи еще не стали полноценными гражданами); легенды приписывают Тарквинию целый ряд преступлений против справдливости и законов, так что изнасилование Лукреции стало лишь последней каплей. Все это так. Тем не менее, ключевая роль женщины в одном из самых значимых моментов в легендарной части римской истории далеко не случайна.

 Тут можно заметить влияние греческой мифологии и мифологизированной истории, в которой столь заметное место занимала тема похищения женщин. Хотя Секст не увозил супругу от Коллатина, как это сделал Парис с  женой Менелая, однако изнасилование в данном контексте рассматривалось как то же похищение, только еще более циничное и наглое.

Вообще грань между похищением и изнасилованием женщины достаточно зыбка. Неспроста в английском языке и то и другое обозначается одним и тем же словом rape. Знаменитая скульптура непревзойденного Бернини по-английски значиться как «The Rape of Proserpina“. Этот шедевр мне тоже посчастливилось увидеть, только уже в другом музее.


.

.
Там, же в галерее Боргезе, представлен еще один случай то ли похищения, то ли изнасилования – погоня Аполлона за Дафной. Правда, эта попытка благодаря вмешательствам внешних сил окончилась неудачей.
.

.

Понятно, впрочем, что полностью отождествлять похищение с изнасилованием не стоит. Парис похитил Елену с полного ее согласия. Но для оскорбленного Менелая, для его поданных и для всех ахейцев это не послужило веским оправданием. Более того, из-за добровольного похищения Елены ахейцы положили немыслимое число людей, не имеющим к этому никакого отношения, при этом сама Елена отделалась возвращением к законному супругу....

Окончание следует
0  
Long John Сильвер
18.06.2017 20:08:12
За НиколайСтепаныча отдельное спасибо. Любимейшее стихотворение евонное.
Ссылка 0  
0  
pumba
18.06.2017 20:57:17
Всегда пожалуйста smile:)
Родитель Ссылка 0  
0  
Щерс
20.06.2017 21:05:22
интересно...а вот вилла Боргезе как то мимо прошлаsmile:-/ ну да не беда,есть повод вернуться еще разsmile:ok:
Ссылка 0  
0  
Лис
20.06.2017 21:29:30
Айда снова на след.год. Есть такая идейка.
Родитель Ссылка 0  
0  
pumba
20.06.2017 22:15:26
Рим весь один сплошной к тому повод
Родитель Ссылка 0  

Блого-ништяки:

Рыть блоги: